postheadericon Красота спасёт мир (продолжение)

  • Sharebar

Я Мышка сноровушка, а я Петушок мастер-гребешок

Дальнейший разговор о красоте будет усложняться, переходить в детали и, возможно, в незнакомые понятия, такие как динамика и статика, ритм и метр, фактура и текстура, свет и тень, главное и второстепенное, центр и доминанта, визуальные оси, симметрия и асимметрия…

Сколько тут всего до всего красинезелёного...

Начнём с того, что психологи вывели некоторое число элементов в композиции, которое считается оптимальным для восприятия. Это число равно 21. Поэтому нам городские новостройки кажутся такими монотонными. Возьмем загородный дом. У него есть стены, крыша, двери, окна, фронтон, карниз, труба, водостоки, цоколь, крыльцо, ступени, возможно есть балкон и веранда. Посчитаем, всего 13. Если кровля сложная, есть выступы на фасаде, чем-то обрамлены окна, сами окна разной конфигурации, необычный оголовок на трубе, разного цвета простенки отделки фасада, колонны и пилястры, парапеты и прочие детали, то только теперь мы подобрались к заветной цифре 21. Обратите внимание на это явление и вы согласитесь с тем, что есть монотонность и многообразие. Монотонность это один тон, многообразие – много образов сразу. Что интереснее и красивее, наверное многообразие, поэтому на Руси так украшали терема и резными наличниками и ставнями сказочно раскрашенными и оголовками трубы с петухами и воротами расписными.

Даже с риском опрокинуться

Что такое динамика не трудно догадаться, это ощущение движения, легкости или устремлённости в композиции. А статика, соответственно это приземлённость, тяжеловесность и обездвиженность. Те же терема делали с остроконечными кровлями и башенками, старались придать им ощущение устремления в небеса. Разные башни и шпили замков и храмов говорят о вертикальной динамике. Направленности динамики может быть и горизонтальной и диагональной и спиральной, это уже зависит от задумки автора произведения.

И ритм и метр и пропорция

Архитектура это застывшая музыка, так о ней выражались ценители и критики. А в музыке самое главное это ритмы и такты, повторы, замедления и ускорения, затихание и нарастание звука, наслоение мотивов и так далее. Всё это закономерно переносится на любую композицию и в архитектуру построек в том числе. Когда повторяются одинаковые детали на равном расстоянии, это называется метрическим рядом. Его в архитектуре построек сколько угодно много, проще чем повтор ничего нет. В повторе элементов очень легко перейти меру, что и происходит в наших городах и приводит к той же монотонности восприятия.

Всё просто, бери и делай...

Когда детали и элементы композиции подчиняются какой либо пропорции и повторяются с нарастанием размера или расстояния между ними, то это явление называется ритмическим рядом ил просто ритмом. Ритм это движение с ускорением, замедлением или нарастанием или затуханием. У ритмических рядов есть вектор направленности, как и у динамичности. Они чем-то схожи, ритм усиливает общую динамичность композиции или сооружения. Ритм может проявиться в размере окон, сложном повторе рисунка наличника, в увеличении высоты или длинны следующей детали. Численно ритм можно проследить, когда он подчинён ряду 3-5-7… или 1-2-4-8… есть и более сложные ритмические построения.

но он не врос в землю

Все выше и выше и выше....

Динамика и статика воспринимаются нами почти без разброса мнений. Это ощущение заложено внутри каждого человека. Он увидит, что композиция или общий вид постройки имеет устремленность вверх, по горизонтали или по диагонали. Статичное сооружение имеет приземлённый и тяжеловесный вид, сразу видно, что оно не «сдвинется с места», вросло в него и будет стоять тут вечно. Нет ничего плохого в статичности. Это уже дело вкуса. Статичность сооружения можно обыграть и придать ей качества надёжной добротности, прочности и долговечности. Однако человек всегда стремится к полёту это в нём тоже заложено с древних времён, поэтому он и строит высокие башни.

и цвет и текстура с "некоторым" лишком.

Фактура и текстура это свойство поверхности материала. Камень, брёвна, кора дерева, черепица – фактурны, а стекло, панель, пластик, доска не имеют ярко выраженного рельефа поверхности и они не фактурны. Но в них, как правило присутствует рисунок (в стекле реже) и этот рисунок называется текстурой. Рисунок волокон дерева на срезе это текстура, рисунок на обоях и ткани то же текстура, если они не имеют рельефности. Фактура видна с большего расстояния, а текстура камерна и интерьерна. Что касается архитектуры, то рельефность всегда интереснее в восприятии, чем гладкий рисунок. Если рельефность поверхности слабо выражена и на удалении исчезает в глазах, то она перестает быть выразительной. Выводы можно не делать.

Свето-теневые контрасты

Игра света и тени появляется от перепадов плоскостей, наличия навесов, фронтонов, выступов и западаний, а так же при наличии глубокой фактуры поверхности. Свет и тень создают облик сооружения особенно в солнечные дни. Тень контрастно выделяет те выступающие детали, которые вы хотели подчеркнуть. Возьмет тот же наличник. Если он плоско прибит к стене, то тень от него будет практически не видна, когда же он «оттопырен» или отстоит на некоторое расстояние от плоскости стены, то тень подчеркнет его рисунок или само окно на достаточном удалении от постройки. Маленький навес кровли сам по себе не практичен, не спасает от легкого косого дождя и не дает теневого контраста, свес кровли от полуметра до метра выгоден со всех сторон, кроме затратной. Но скупой платит трижды и теряет не только в практичности  и долговечности сооружения, но и в его восприятии со стороны.

и асимметрия

О том что в любой композиции есть центр и периферия, главное и второстепенное, это просто надо помнить и не делать постройку без «стержня». А вот явление симметрии и асимметрии очень актуально. В нашем мире основная масса явлений симметрична, то есть правая и левая стороны зеркально повторяют друг друга. Мы привыкли к симметрии и порой не замечаем её. Мы и сами внешне симметричны. Любая постройка имеющая ярко выраженную симметрию будет смотреться интереснее, чем просто «никакая» или аморфная, не привязанная к оси симметрии. Однако Полная симметрия это смерть. В природе нет полной симметрии, да и в космосе преобладают спирали. Явление асимметрии более сложное. В композиции асимметрия уводит к динамичности, а симметрия к статичности. Правильно выразить асимметричность и не разрушить красоту восприятия не всегда удается, но в этом и заключается искусство и мастерство художника.

и красотою твоей насладиться

Мы созданы по образу и подобию, по принципу симметрии и асимметрии, нас сотворили творцами и наш удел Творить Прекрасное на Земле Матушке, не причиняя ей вреда ни в чём. Это сложно, но возможно. Пока на этом остановимся на некоторое время, для осознания величия Красоты Мироздания от космоса до маленького здания, построенного нашими богоподобными устремлениями.

так полечу на ней...

Послесловие. Когда статья была оформлена фотографиями и картинками, Я ради любопытства стал считать отличающиеся  элементы на домиках. В сказочном теремке их оказалось ровно 21. И в остальных постройках то же по 21 или около того. Не верите, так посчитайте сами. В счёт идут только отличительные темы, материалы и элементы. Отдельные зубчики не в счёт.

Понравилась статья, расскажите друзьям
Общайтесь со мной

Один комментарий на “Красота спасёт мир (продолжение)”

  • Благодарю вам. Ваш блог это отличный повод найти приятных и интеллигентных людей, способных к конструктивным обсуждениям и критике. 🙂

Циклы Жизни
КОБ иПутин
Роды в воде
Тайна Луны
Селестинские пророчества
Высший разум
Леонов
Порфирий
Янь, Инь, Хрень.
Город будущего

Подпишитесь на обновления, получайте новые статьи на почту:

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
С миру по нитке
Пожертвовать
toodoo
Рекомендую
SPRINTHOST.RU: быстрый и надежный хостинг!